Свяжитесь с нами

+7 (495) 989-43-69


(многоканальный)

e-mail: arz-p@arzpuck.ru

8-926-917-76-62
8-926-917-76-69

+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.

Бумажные этикетки

Этикетки в том виде, в котором они применяются в настоящее время, появились в начале XVIII в. В те времена их использовали в основном для удобства распознавания таких изделий, как тюки с тканями и лекарства. Маркирование продуктов с помощью этикеток для увеличения продаж тогда не имело особого смысла, поскольку мало кто умел читать и писать, а также не было массового производства товаров и материалов для их упаковки.

Ситуация стала меняться в XIX в. с ростом образованности и грамотности населения, а также с появлением массового производства пищевых продуктов и напитков, упакованных в бутылки и банки. Возникла необходимость помещать на этикетке описание и марку изделия, и этикетки начали производить в больших количествах.

В конце XIX в. появление бумагоделательных машин и изобретение литографской печати сделали экономически оправданным выпуск больших серий качественных бумажных этикеток в рулонах с цветной печатью на них. Именно появление экономически выгодных цветных этикеток позволило производителям самим изготовлять упаковку для отдельных изделий и наносить на упаковку этикетки (вместо взвешивания и упаковки изделий в розничной торговле). Так появилось этикетирование изделий в знакомом нам виде.

Этикетки печатали на обычной бумаге, резали на прямоугольники нужного размера гильотинными устройствами, ножницами или штампами (если этикетки были особой формы) и наносили на них клей. В раннем этикетировании использовались клеи, наносившиеся на этикетку кистью, после чего этикетку приклеивали вручную. В конечном итоге это привело к созданию этикетировочных машин и систем, наносящих водорастворимый клей на обратную сторону каждой этикетки, а затем приклеивающих этикетку на бутылку или банку. Появилось этикетирование бумажными этикетками с водорастворимым клеевым слоем в знакомом нам виде. Бумажные этикетки с предварительно нанесенным клеевым (гуммированным) слоем для приклеивания (апплицирования) к бумажной и картонной упаковке появились несколько позже для ускорение нанесения этикеток с адресом на транспортную тару.

После всех этих усовершенствований изготовитель товара получил возможность использовать этикетки как средство контакта с потребителем, для продвижения изделия или торговой марки, для информации о способах применения содержимого упаковки, указания названия и адреса изготовителя, а также лечебных, питательных, косметических и прочих достоинствах изделия. Поскольку информацию о достоинствах тех или иных изделий стали приводить все шире, государственные органы начали вводить законодательные нормы для защиты потребителя от утверждений, вводящих его в заблуждение.

До начала 1970-х гг. для этикетирования продуктов в стеклянных бутылках и банках преобладали этикетки с водорастворимым клеем, а среди адресных и транспортных этикеток на картонной таре — бумажные этикетки с гуммированным клеевым слоем. Других серьезных альтернатив бумажным этикеткам с водорастворимым клеем (70% рынка) и с гуммированным клеевым слоем (22%) в то время практически не было.

Самоклеящиеся этикетки, изобретенные в середине 1930-х гг., начали влиять на рынок упаковочно-этикетировочных материалов в конце 1960-х гг. — сначала как ценники, а затем как важное средство этикетирования косметики, лекарственных препаратов и небольших партий пищевых продуктов (в качестве первичных и вторичных этикеток).

В настоящее время на этикетирование влияют многие внешние факторы, в частности:

  • возможность изготовления этикеток с адресом, распечатываемых на компьютере;
  • появление этикеток со штрих-кодом и возможность указания на них изменяемых сведений;
  • резкий рост объема применения пластиковых контейнеров;
  • относительно низкий рост применения стеклянных бутылок и банок;
  • появление потребности в этикетках, препятствующих несанкционированному вскрытию упаковки, кражам, подделкам и фальсификации изделий;
  • новые требования к этикеткам для продвижения изделий, «этикеткам- проспектам» и многослойным «этикеткам-буклетам».

Все это в последние тридцать лет привело к изменениям в использовании этикеток. Кроме того, необходимо учитывать изменения в образе жизни потребителей, видах досуга, туризме и в нормативных актах (в частности, в законодательстве о защите прав потребителей, об охране здоровья и безопасности, об охране окружающей среды).

К изменениям в образе жизни потребителей можно отнести:

  • потребность в более комфортных условиях домашнего труда, что привело к снижению объемов реализации консервированных пищевых продуктов в металлических и стеклянных банках и увеличению числа покупок пищевых продуктов в упаковке для морозильных камер, а также продуктов, пригодных для разогрева на плите и в микроволновых печах;
  • применение для розлива пива и безалкогольных напитков металлических ба нок вместо бутылок;
  • регулярное питание вне дома, что привело к росту производства упаковки для систем общественного питания и доставки продуктов на дом;
  • распространение туризма (включая поездки за рубеж), садоводства, самостоятельного творчества, спорта и здорового образ жизни.

Все это привело к формированию спроса на новые виды этикеток.

Стремление найти новые способы этикетирования для крупных серий тары, получаемой выдувным формованием, привело к появлению в начале и середине 1980-х гг. «этикетирования в форме» (так называемых «вплавляемых этикеток»): этикетка помещается в форму перед формованием тары и становится составной ее частью. Первоначально «этикетирование в форме» использовалось только для декорирования пластиковой упаковки, предназначенной для средств ухода за волосами и изделий санитарно-гигиенического назначения, но затем оно распространилось и на этикетирование емкостей, изготавливаемых методом литья под давлением (контейнеры для печенья, лотки для спредов и маргаринов). В последнее время этикетирование в форме стало применяться и в производстве термоформованных тюбиков для пастообразных продуктов.

В 1980-е гг. появилась технология этикетирования с использованием термоусадочного полимерного рукава («рукавная этикетка»): на подаваемую с рулона пленку наносится печать,, после чего пленку сворачивают в виде рукава, который затем режут на части требуемой длины. В рукав помещают упаковку, которую затем отправляют в термокамеру, где происходит усадка пленки, и «рукавная этикетка» плотно натягивается, облегая упаковку. С появлением «рукавных этикеток», позволяющих декорировать упаковку со всех сторон, появились новые рынки для этикеток, где их способность к усадке дала возможность разработать системы укупорки с индикацией несанкционированного вскрытия. В 1990-е гг. эта технология получила дальнейшее развитие.

В последнее десятилетие XX в. появились и другие новые технологии, применяющиеся в основном для этикетирования пластиковых бутылок, включая обертывание их пленкой, этикетирование термоусадочной пленкой (ROSO, Roll-On Shrink-On) и этикетирование с помощью самоклеящихся липких этикеток. При все большем распространении в этикетировании безалкогольных напитков, минеральных вод и некоторых видов пива производство таких этикеток характеризуется одними из наиболее высоких темпов роста.

С быстрым распространением супер- и гипермаркетов в последние 20-30 лет появились так называемые «фирменные» этикетки предприятий торговли, успешно конкурирующие с «брендовыми». Сочетание растущих оборотов этих торговых предприятий и значительного увеличения доли расфасованных пищевых продуктов вызвало необходимость производства все более мелких серий этикеток, этикеток с указанием массы и цены товара, сокращения времени на их печать и производства к нужному сроку (JIT, Just-In-Time), а также совершенствования управления поставками и стандартами качества. Все эти тенденции и требования существенно повлияли на типы используемых этикеток, процессы печати и допечатной подготовки, нанесение и использование этикеток.

Собственники брендов, упаковочные и маркетинговые фирмы помимо этикетирования могут выбирать:

  • непосредственное декорирование стеклянной и пластиковой упаковки с помощью трафаретной печати;
  • нанесение офсетной печати непосредственно на металлические банки;
  • нанесение печати, нарушение которой свидетельствует о несанкционирован ном вскрытии упаковки;
  • декалькомания стеклянных бутылок (перевод изображения на какую-либо поверхность по принципу «переводной картинки);
  • нанесение металлической фольги непосредственно на упаковку. Указанные технологии вступают в конкуренцию с традиционным этикетированием и существенно на него влияют, так как при производстве этикеток все больше учитываются вопросы качества, эффективности, объема серий, качество изображения, стоимость и т. д. Непосредственное декорирование составляет уже около 30% всего объема этикетирования.