Свяжитесь с нами

+7 (495) 989-43-69


(многоканальный)

e-mail: arz-p@arzpuck.ru

8-926-917-76-62
8-926-917-76-69

+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.

Нормативные требования к этикеткам

В последние годы появилось много разнообразных нормативных актов, национальных и международных стандартов, правил и т. п., имеющих отношение к этикеткам и этикетированию широкой гаммы изделий (пищевых продуктов, опасных веществ, косметики, тканей, напольных покрытий, защитных шлемов, аэрозолей, электроприборов, лекарств, игрушек, кормов для животных и т. п.), а также к транспортной маркировке.

Все эти законодательные акты, нормы и правила разрабатываются на основе парламентских актов, директив Комиссии ЕС и международных организаций, таких как ISO (Международная организация по стандартизации), IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) и др.

Парламентские акты

Законодательными органами в большинстве европейских стран являются парламенты. Парламентские акты (например, Закон о защите потребителей, Закон о пищевых продуктах и лекарственных препаратах, Закон о мерах и весах) являются в данной стране документами прямого действия и до отмены или внесения изменений соответствующими законодательными органами их нарушение преследуется в судебном порядке.

Нормативные акты и директивы ЕС

Помимо требований национального законодательства, необходимо также учитывать нормы и директивы, исходящие от Европейского Сообщества. Членами Ко миссии ЕС в Брюсселе в целях гармонизации законодательства в странах-членах ЕС подготавливаются соответствующие Директивы, которые внедряются в отдельных странах в виде нормативных актов. Последние внедряются «сверху» в установленном законом порядке и касаются многих аспектов производства и торговли, включая этикетирование (особенно пищевых продуктов, косметики и опасных веществ).

Национальные организации по стандартизации (например, Британский институт стандартов, BSI) — это органы, занимающиеся подготовкой и выпуском национальных стандартов. Координацию национальных стандартов в международном масштабе осуществляет ISO (Международная организация по стандартизации).

Стандарты разрабатываются под руководством соответствующих отраслевых комитетов и перед их утверждением и публикацией широко обсуждаются. Как правило, они включают глоссарии, определения терминов, единицы измерения и обозначения, методы испытаний, требования к качеству, безопасности и эксплуатации, предпочтительные типы и размеры, способы производства и т. п. Примерами могут служить такие стандарты, как «Рекомендации по информативному этикетированию тканых напольных покрытий», «Стандарты по испытаниям и свойствам этикеток, применяемых при морских перевозках» или «Предупредительные знаки и цветовые обозначения».

При разработке новых этикеток с учетом требований конкретных условий или рынков рекомендуется всегда знакомиться с требованиями соответствующих нормативных актов или стандартов.

Спецификации, контроль качества испытания

В настоящее время почти все заказчики этикеток ожидают, что приобретаемые и используемые ими этикетки будут соответствовать основным критериям по материалам, цвету, качеству печати, применимости на линиях этикетирования и поведению у конечного пользователя. Эти критерии необходимо согласовать с фирмой, печатающей этикетки, и особо оговорить их в спецификациях этикетки еще до заказа материалов для этикеток, красок, лаков и т. п.

Многие упаковочно-этикетирующие фирмы при разработке новых решений в области этикетирования проводят свои испытания. Требования, предъявляемые ими производителям этикеток, должны включать:

  • соответствие этикетки данному бренду и его имиджу;
  • цветовые решения данного бренда или торгового дома;
  • требования линии этикетирования, условия обращения, дистрибьюции и применения относительно истирания, стойкости к задирам и прочности;
  • требования по стойкости к воздействию этикетируемого изделия или к условиям применения;
  • все нормативные требования к данному типу этикеток (например, стойкость к действию морской воды в течение трех месяцев);
  • требования по безопасности, управлению отходами и охране окружающей среды. Если в спецификации указаны все критерии и характеристики, то ожидается, что поставщики материалов (красок, бумаги или пленки), изготовители этикеток и предприятия-этикетировщики будут их проверять, испытывать и добиваться соответствия своей продукции указанным требованиям.

Методы испытаний, используемые собственниками брендов, заказчиками этикеток, упаковочными фирмами, типографиями, поставщиками бумаги и пленок, производителями красок и т. п., разрабатываются такими организациями, как Pira, TAPPI (Американская техническая ассоциация предприятий целлюлозно-бумажной промышленности), ASTM International (Американское общество специалистов по испытаниям и материалам), GATF (Техническая ассоциация в области изобразительных технологий) и соответствующими торгово-промышленными ассоциациями — в частности, FIN A T (Всемирная ассоциация производителей самоклеящихся этикеток и термосвариваемых материалов) и TLMI (Институт производителей бирок и этикеток).

Методы испытаний самоклеящихся этикеток

Испытания самоклеящихся материалов в настоящее время превратились из субъективной оценки, использовавшейся на начальном этапе развития отрасли, в стандартизованные тесты. Стандартные испытания для оценки адгезивных свойств самоклеящихся этикеток, применяющиеся в европейских странах, опубликованы FINAT (см. ниже) и AFERTA (Европейской ассоциацией производителей самоклеящихся лент — см. соответствующий сайт), а в США — TLMI и ASTM. Ниже приведен краткий обзор методов испытаний трех основных свойств — отслаивания под углом 180°, сдвига и степени прилипания, а также испытание на массу адгезивного покрытия, которое важно не только из эксплуатационных, но и из коммерческих соображений.

Испытание на расслаивание

Определение адгезивных свойств на расслаивание проводится в целях получения количественной оценки эксплуатационных свойств и адгезионной прочности самоклеящихся материалов к поверхности приклеивания. Адгезионная прочность при расслаивании измеряется с помощью прибора для испытания на растяжение или аналогичной техники, расслаивающей ламинат под углом 180° со скоростью 300 мм/мин (точность измерения ±2%). Адгезионная прочность измеряется через

20 мин и через 24 ч после изготовления образца, причем последние данные считаются окончательными.

Испытание на сопротивление сдвигу

Испытание на сопротивление сдвигу предназначено для оценки способности адгезива противостоять действию статических сил, прилагаемых в плоскости этикетки. Определяется время, необходимое для смещения образца самоклеящейся этикетки заданной площади (используется не менее трех полос) по стандартной плоской поверхности в направлении, параллельном этой поверхности. Сопротивление сдвигу выражается как среднее для трех полос время, необходимое для сдвига по тестовой поверхности.

Испытание на силу прилипания

Испытание на силу прилипания позволяет этикетировщикам сравнить «первоначальное схватывание» или «липкость» различных этикеток. Сила прилипания — это сила, требуемая для отделения (при определенной скорости) петли материала (адгезивом наружу), контактирующей с заданным участком стандартной поверхности. Данный параметр измеряют с помощью оборудования для испытания на растяжение или аналогичной техники с возможностью реверса при скорости размыкания зажимов 300 мм/мин (точность измерения ±2%). Такое испытание весьма полезно при работе с автоматическим этикетировочным оборудованием, где «схватывание» или «липкость» особенно важны.

Определение массы адгезивного покрытия

Данное испытание служит для определения количества адгезива, нанесенного на поверхность самоклеящейся этикетки. Масса адгезивного покрытия при этом выражается как масса сухого адгезива, нанесенного на заданную площадь материала (г/м2). Этот параметр определяется с помощью шаблона для резки образцов, сушильного шкафа с циркуляцией воздуха, точных весов и лабораторного стакана с растворителем.

Методы испытаний этикеток с водоактивируемым («водорастворимым») клеевым слоем

Для испытаний многочисленных индивидуальных свойств этикеток с водоактивируемым клеевым слоем выпускается широкий диапазон оборудования и устройств. На практике, однако, большинство предприятий, осуществляющих розлив в бутылки или фасовочно-этикетировочные операции, нуждаются лишь в небольшом числе тестов. Ниже мы приводим краткий перечень важнейших испытаний этикеток с водорастворимым клеевым слоем и этикеточной бумаги.

Испытание прочности на разрыв

Это простейшее испытание на предприятиях, осуществляющих розлив в бутылки, и в небольших типографиях обычно выполняется с помощью разрывной машины и полосы бумаги шириной 10 или 15 мм.

Испытание на впитываемость при одностороннем смачивании

Данный метод позволяет быстро проверить степень надежности приклеивания этикеток. Впитываемость при одностороннем смачивании определяется по методу Кобба. Этикетки через 60 с контакта с водой должны характеризоваться водопоглощением 7-11 г/м2. При использовании этикеток с низким водопоглощением возможны проблемы, связанные с подъемом их кромок после апплицирования, а этикетки с избыточным водопоглощением зачастую чрезмерно скручиваются. Стандартное время контакта с водой при испытании составляет 60 с, но при оценке бумаги с большим показателем водопоглощения можно использовать меньшее вре мя. В любом случае применявшаяся при испытании продолжительность контакта с водой должна быть зафиксирована.

Испытание на стойкость к гидроксиду натрия

Данное испытание предназначено для проверки стойкости этикетки к действию гидроксида натрия (едкого натра). Для проведения теста 120 см2 этикеточной бумаги помещают в запаянный мерный сосуд, содержащий 200 мл 1,5%-ного раствора гидроксида натрия, и энергично потряхивают (около 30 раз). Образец с приемлемой стойкостью к действию гидроксида натрия при этом не разрушится, причем не должно происходить загрязнения раствора вследствие разрушения волокон.

Определение массы м2 и толщины бумаги

Данное испытание предназначено для определения массы м2 бумаги и выполняется (с достаточной точностью) с помощью весов. При этом толщина бумаги измеряется с помощью стандартного или специального микрометра для бумаги.

Испытание на жесткость при изгибе

Данное испытание предназначено для измерения жесткости бумаги и этикеток при изгибе. Жесткость при изгибе измеряется с помощью измерителя жесткости, например, прибора Тюринга - Альберта (Thuring-Albert), который обеспечивает сравнение жесткости при изгибе новых этикеток и этикеток, уже хорошо зарекомендовавших себя в этикетировочных машинах.

Проблемы отходов и охрана окружающей среды

В последние несколько десятилетий проблемы отходов и охраны окружающей среды находились в центре внимания предприятий-изготовителей этикеток и упаковщиков. Определенную печальную известность эти проблемы приобрели частично из-за того, что высокий уровень отходов упаковки и этикеток после использования их потребителем «бросается в глаза». Особое внимание к проблемам окружающей среды в данном случае уделяется тремя сторонами: органами власти, торговлей и потребителями.

  • Органами власти во всех странах (особенно в Западной Европе и Северной Америке) принимаются меры, направленные на охрану окружающей среды, начиная с залоговой стоимости тары и налогов на упаковку до запретов на определенные виды упаковки и наличие обязательных уровней вторичной переработки отходов и использования многоразовой упаковки.
  • В решении проблем охраны окружающей среды должны учитываться коммерческие факторы и проблемы логистики. Некоторые сети предприятий розничной торговли уже ввели запрет на использование тех видов упаковки, которые считаются неприемлемыми с экологической точки зрения. Торговые организации тем самым реагируют на давление со стороны органов власти и потребителей.
  • Потребители все более неравнодушны к экологической сертификации приобретаемых изделий и фирм-производителей.

Основной проблемой в упаковке и этикетировании с конца 1980-х гг. по настоящее время является общее природоохранное законодательство. Уже принятые и ожидаемые законодательные акты — это, вероятно, один из наиболее важных внешних факторов, которые в ближайшие годы будут определять ситуацию в упаковке и этикетировании.

В настоящее время задачи по охране окружающей среды и управлению отходами, возникающими при изготовлении этикеток и в процессе этикетирования, определяются Директивой ЕС по упаковке и упаковочным отходам, а также нормативными актами отдельных стран.