Свяжитесь с нами

+7 (495) 989-43-69


(многоканальный)

e-mail: arz-p@arzpuck.ru

8-926-917-76-62
8-926-917-76-69

+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.

Сбыт и хранение

Складные картонные коробки обычно группируют и для последующего хранения и сбыта упаковывают во вторичную упаковку. Типовая групповая и транспортная тара (рис. 10.39), как правило, представляет собой:

  • неподдерживаемые блоки коробок, обернутые в стретч- или усадочную пленку (до обертывания в пленку коробки могут быть помещены в неглубокие картонные поддоны);
  • блоки картонных коробок, защищенные рукавом (гильзой) из гофрокартона с последующим обертыванием стретч- или усадочной пленкой (существуют и другие конструкции, в которых также используется гофрокартон, одна из-за дач которых — обеспечить видимость части коробок так, чтобы упаковка имела привлекательный вид, если ее выставляют в оптово-розничных магазинах типа «кэш-энд-керри», где приобретают товар многие представители мелкорозничной торговли);
  • коробки из гофрокартона типа RSC (Regular Slotted Container); такие коробки могут снабжаться отрывными лентами для облегчения вскрытия и демонстрации содержимого в месте реализации и представлять собой обернутую заготовку, собираемую в конце упаковочной линии.

Во всех этих примерах для укладки складных коробок, сборки и упаковки лотков или упаковки в гофрокартон может использоваться автоматическое оборудование. Готовая транспортная тара укладывается на поддоны (иногда эта операция также выполняется автоматически).

При разработке технических заданий на все компоненты упаковки следует учитывать конкретные условия хранения, сбыта и реализации упакованного изделия, например, условия для хранения и реализации замороженных (от -40 до -20 °С) и охлажденных (от 0 до +3 °С) пищевых продуктов. Чтобы они не подвергались действию более высоких температур, используют средства контроля и регулирования температуры — в частности, цветовой индикатор, изменяющий цвет при подъеме температуры выше заданного предела.

На практике используют несколько способов обеспечения удовлетворительных эксплуатационных свойств складных картонных коробок в сбытовой цепи. Один из них — это обеспечение требуемой влагонепроницаемое™. При перемещении картонных коробок из холодной среды в более теплую на их поверхности конденсируется влага, которая влияет на коробки с охлажденными пищевыми продуктами при их хранении в условиях высокой относительной влажности.

Упаковывание в групповую и транспортную тару в целях хранения и сбыта

Рис. 10.39. Упаковывание в групповую и транспортную тару в целях хранения и сбыта

Картон поглощает влагу с поверхности и через обрезанные кромки, что заметно на глаз, в результате чего поверхность деформируется и теряется прочность. Обработка поверхности картона (например, нанесение печати и УФ-лаков, сильная проклейка) замедляют поглощение влаги. На картон с одной или с двух сторон может быть нанесено полимерное покрытие (наиболее широко применяется ПЭНП), однако ПЭВП характеризуется более высокими барьерными свойствами относительно водяного пара. Если требуются дополнительные эксплуатационные характеристики, существуют и другие варианты. Так, ПЭТ обеспечивает дополнительное сопротивление воздействию продукта и используется также, если расфасованный в коробку продукт требуется разогреть в микроволновой или традиционной печи (нагрев излучением). ПП характеризуется неплохими свойствами при нагреве в конвекционных паровых печах. ПЭТ, ПП и ПЭВП обладают хорошей стойкостью к действию жиров и масел. Все эти полимерные материалы могут подвергаться термосварке, и этим свойством часто пользуются при формовании лотков с внутренним полимерным покрытием, которые затем закрывают пленкой или картоном с полимерным покрытием.

Особой внимательности требуют изделия на экспорт, упаковываемые в контейнеры и предназначенные для поставки в страны с жарким климатом. В этом случае необходимо заменить термоплавкие адгезивы, используемые для сборки и/или укупоривания коробок, так как они могут размягчиться и соединение при высоких температурах может разрушиться.

К сбытовым рискам относят:

  • удары (например, вследствие падения);
  • сжатие (статическое и динамическое);
  • вибрацию на транспорте, вызывающую дестабилизацию поддонов и повреждение продукта.

Эти факторы риска изучают в лабораторных условиях. Коэффициенты запаса (прочности) относятся к статическому сжатию, поскольку на практике сжатие ко робки зависит от:

  • конструктивных особенностей упаковки;
  • направления фасования;
  • поддерживается ли складная коробка содержимым (как в случае бутылок или банок) или нет (например, в случае зерновых завтраков в пакетах);
  • типа транспортной тары (например, коробки из гофрокартона);
  • условий хранения, паллетизации, штабелирования и климата;
  • свойств картона (массы, толщины, содержания влаги, жесткости и сопротивления сжатию, проверяемого в ходе испытаний по методу SSC).

Чтобы выявить истинную причину возникновения той или иной проблемы, все жалобы на повреждения коробок должны тщательно анализироваться, поскольку некоторых случаев транспортных повреждений невозможно было бы избежать, даже если бы картон для коробки был в два раза толще и, следовательно, значительно прочнее. Все хотят уменьшить массу упаковки, и, естественно, должен быть достигнут баланс, при котором коробка была бы достаточно прочной и не слишком тяжелой. Наилучшим путем для этого является проведение практических испытаний и использование комплексного подхода к упаковочным системам, так как наи-

более предпочтительным может оказаться изменение характеристик транспортной тары или паллетизации, а не характеристик складной картонной коробки.

Подробнее об исследованиях связи между свойствами картона и сопротивлением коробки сжатию см. обзор. Примером такого исследования может служить работа, где показано, что сжатие бортика с минимальным размером 60 х 90 мм описывается соотношением

где F сопротивление бортика сжатию; Fc сопротивление сжатию по методу Ssc в направлении загрузки; SMD жесткость в машинном направлении; SCD жесткость в продольном направлении, а с — константа. Величина √SMD x SCD известна как среднегеометрическая жесткость — важная характеристика картона, связанная с прочностью.

При определенных условиях и для некоторого диапазона размеров бортика было показано, что константа с равна 2л или 6,28. На основании этого для всей коробки с четырьмя бортиками сжатие определяется выражением FB = 4 х F. Тогда:

Соотношение измеренного и расчетного сопротивлений бортика сжатию

Рис. 10.40. Соотношение измеренного и расчетного сопротивлений бортика сжатию

Это свидетельствует о том, что сопротивление коробки сжатию зависит от жесткости картона и его сопротивления сжатию (проверяемого по методу SSP). Соотношение между измеренным сопротивлением сжатию (H) и расчетной величиной, полученной на основе измерения жесткости и сопротивления сжатию в испытании по методу SSP с помощью уравнения, приведено на рис. 10.40. При этом наблюдается очень хорошее соответствие измеренной и расчетной величин.

Значение этой работы состоит не в том, что данное уравнение позволяет в определенных пределах прогнозировать, а в том, что она показывает важность жесткости и сопротивления сжатию (проверяемого в испытании по методу SSP) как характеристик, связанных с эксплуатационными свойствами картона.

Сопротивление сжатию в испытании по методу SSP измеряется на образце длиной всего 0,7 мм. Если использовать более длинный образец, как в испытаниях на разрыв, то при сжатии он будет просто изгибаться. При сжатии образца длиной 0,7 мм разрушение происходит в точке, где волокна сдвигаются относительно друг друга. Это интересное явление, учитывая волокнистую структуру и межволоконные связи. Важен также диапазон длин волокон образца, учитывая, что толщина волокон у древесины лиственных пород равна примерно 1,0 мм, а хвойных — 3,0-3,5 мм.

Сопротивление сжатию в 2-3 раза ниже сопротивления растяжению (прочности на разрыв), и таким образом предшествующее сжатие не влияет на результаты измерений на растяжение. Это объясняет, как происходят биговка и фальцовка при условии, что близко расположенные волокна в состоянии сжатия и растяжения выдерживают внутренние напряжения. Различные факторы, влияющие на сопротивление сжатию, приведены на рис. 10.41.

Испытание на сжатие

Рис. 10.41. Испытание на сжатие