Свяжитесь с нами

+7 (495) 989-43-69

(многоканальный)

e-mail: arz-p@arzpuck.ru

8-926-917-76-62
8-926-917-76-69

+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.

Типы этикеток

Значительные изменения произошли в технологиях этикетирования при расфасовывании изделий. От преобладания в 1970-е гг. бумажных этикеток, приклеиваемых при помощи водорастворимых клеев и гуммированного слоя, в середине 1990-х гг. перешли в основном к самоклеящимся этикеткам (по крайней мере, в Западной Европе и Северной Америке). В настоящее время самоклеящиеся этикетки в развитых странах составляют более 50% всех этикеток, хотя доля этикеток на основе водорастворимых клеев по-прежнему значительна — выше 30%. Этикетки с гуммированным клеевым слоем, столь широко применявшиеся в 1960-1970-х гг., в настоящее время составляют лишь несколько процентов и в основном вытеснены самоклеящимися материалами. Новые технологии этикетирования, разработанные в 1980-1990-х гг., были ориентированы прежде всего на этикетирование пластиковых бутылок и тары и составляют около 15% рынка этикеток.

Еще одно важное изменение в этикетировании — это стремление (в рамках удовлетворения растущего спроса на новые способы этикетирования пластиковых бутылок и упаковок) к использованию небумажных этикеток. Это вызвано следующими факторами:

• высокий ежегодный рост производства пластиковых бутылок (по сравнению со стеклянной тарой);

• требования к совместимости материала этикетки и материала упаковки с учетом проблем управления отходами и переработки вторичного сырья;

• увеличение потребности в прозрачной упаковке с «незаметной» этикеткой;

• наличие технических возможностей для получения самых разных поверхностей упаковки (белых, цветных, блестящих, переливающихся всеми цветами радуги, вплоть до «перламутровых»);

• увеличение спроса на этикетки, стойкие к действию воды, химических веществ и упакованных изделий.

От почти полного доминирования в 1980-е гг. бумажных этикеток рынок в настоящее время достиг такого состояния, когда небумажные пленочные этикетки составляют более 20% всех этикеток и объем их применения растет в 4-5 раз быстрее, чем у бумажных. Именно поэтому мы рассматриваем здесь и технологии этикетирования на основе полимерных пленок.

Типы этикеток по состоянию на начало 2000-х гг

Рис. 4.1. Типы этикеток по состоянию на начало 2000-х гг.

Все существующие типы этикеток можно разделить на две основные категории: этикетки, которые печатаются на бумаге или синтетической основе (на пленке, ме таллической фольге, металлизированной бумаге и т. д.) с последующим нанесением клея (адгезива) по месту применения, и этикетки с уже нанесенным перед печатью клеем (адгезивом), который затем активируется по месту нанесения давлением, влагой или теплотой. Эти две категории и различные типы этикеток представлены на рис. 4.1.

Бумажные клеевые этикетки с нанесением клея перед приклеиванием

Приклеивание бумажных этикеток на стеклянную бутылку или банку с помощью водорастворимого клея — один из первых широко применявшихся методов этикети-рования. Несмотря на быстрый рост применения самоклеящихся и других этикеток, приклеивание этикеток клеем в настоящее время остается одним из традиционных способов нанесения бумажных этикеток на бутылки и банки. В случае упаковок с пивом, крепкими алкогольными напитками и винами для лицевой поверхности, горлышка и задней поверхности используют отдельные этикетки. Для консервированных пищевых продуктов и безалкогольных напитков широко применяют этикетки, полностью обертывающие упаковку.

Бумажные клеевые этикетки печатают на обычной, металлизированной или ламинированной бумаге. При этом используют офсетную печать с листовой подачей (наиболее распространенный метод) или глубокую печать с рулонной подачей (иногда — флексографскую печать). Для обеспечения защиты поверхности этикеток (при этикетировании, транспортировке и сбыте) их довольно часто глянцуют или покрывают лаком. Эту операцию производят перед резкой на гильотине для получения стоп по 500 или 1000 штук этикеток нужных форм и размеров или перед высеканием этикеток особой формы для передачи в бункер этикетировочной машины.

Основа бумажных клеевых этикеток

Основа бумажных клеевых этикеток может изготавливаться:

• из белой крафт-бумаги массой 55-100 т/и2 одностороннего мелования или немелованной;

• из металлизированной бумаги;

• из бумаги, ламинированной алюминиевой фольгой.

С технологической точки зрения все подобные этикетки одинаковы — бумага одностороннего мелования имеет меловальное покрытие, позволяющее наносить печать. Бумага, покрытая фольгой, несколько дороже. Этикетки категории «люкс» изготавливают из тонкой алюминиевой фольги, нанесенной на бумажную основу. Основой для металлизированной бумаги служит бумага одностороннего мелования, на которую в глубоком вакууме наносится алюминий.

Выбор той или иной основы для клеевых этикеток (бумага одностороннего мелования, ламинированная или металлизированная бумага) определяется требуемыми свойствами и характеристиками готовой этикетки, особенностями этикетируемого изделия и технологией этикетирования. При этом необходимо учитывать такие факторы, как гладкость поверхности, степень прозрачности, жесткость, пористость, гигроскопичность, прочность в мокром состоянии, направление волокон и степень закручивания. Кроме того, следует учитывать и затраты; в некоторых случаях могут потребоваться ингибиторы коррозии и/или фунгициды.

Этикетирование

Этикетирование выполняется на машине, в которой водорастворимый клей или расплав адгезива наносится щеткой или валиком на обратную сторону каждой этикетки непосредственно перед помещением ее на упаковку. Это позволяет в каждом конкретном случае выбрать наиболее подходящий состав адгезива, который может наноситься пунктирно, в виде рисунка или полос (в зависимости от адгезионных свойств, скорости нанесения или высыхания).

Клеевые этикетки в основном применяются при высокоскоростном этикетировании (с редкими переналадками) больших количеств бутылок или консервных банок (скорость этикетирования составляет до 60 000-80 000 шт./ч).

Самоклеящиеся этикетки

Самоклеящиеся этикетки были разработаны в США в 1935 году Стэном Эйвери {Stan Avery). Они получили широкое признание в 1960-е гг. и в настоящее время их применение стало одной из основных технологий этикетирования.

При этикетировании самоклеящейся (под давлением) этикетки возможно ис пользование более широкого диапазона материалов в качестве основы и адгезивов, чем при любом другом методе этикетирования, а также предоставляется широчайший диапазон выбора способа печати и дополнительной обработки в линии. Растущей популярности этих этикеток в первичном и вторичном этикетировании способствуют наличие адгезива, находящегося в активной форме, и их готовность к немедленному применению.

Основа для самоклеящихся этикеток

В качестве основы самоклеящихся этикеток используют разнообразные материалы — это бумага и картон, полимерные пленки, синтетическая бумага, фольга и ламинаты, а для удовлетворения особых требований применяют самые разные виды обработки поверхности и нанесение покрытия. Наиболее широко используются следующие материалы:

• немелованные бумага и картон;

бумага и картон машинного мелования, двустороннего мелования, высоко глянцевая и литого мелования;

• полипропиленовая (ПП), ориентированная полипропиленовая (ОПП) и двуосно-ориентированная полипропиленовая пленка (ДОПП);

• полиэтилентерефталатная пленка (ПЭТ или ПЭТФ);

• полиэтиленовая (ПЭ) пленка и пленка из полиэтилена высокой плотности (ПЭВП);

• металлическая фольга;

• металлизированные бумага и картон;

• металлизированная полимерная пленка;

• поливинилхлоридная пленка (ПВХ);

• синтетическая бумага;

• ацетатная пленка.

Толщина этикетки может варьировать от 40-50 до более чем 80-100 мкм в зависимости от предъявляемых требований,

Для защиты клеевого слоя самоклеящихся этикеток используют антиадгезионную бумагу из суперкаландрированной небеленой крафт-бумаги или пергамина, покрытых силиконом или фторполимером. Для защиты самоклеящихся этикеток на пленочной основе иногда используется и пленка типа «пленка на пленке». Масса единицы площади таких защитных материалов может составлять менее 50 г/м2.

Разработка целого ряда самоклеящихся материалов для нанесения изменяемых сведений (кодов партии или даты, штрих-кодов и информации о цене и массе), наносимых с помощью термопечати поверх уже нанесенной печати, расширило применение самоклеящихся этикеток в такой быстро развивающейся области, как логистика (хранение, отгрузка и сбыт), а также в розничной торговле (печать на этикетке массы взвешиваемого продукта). Никакие другие этикетки для этого непригодны. Для дополнительной печати изменяющихся сведений верхний слой основы имеет специальное термочувствительное покрытие или гладкую поверхность. Пленочные основы для нанесения меняющейся информации зачастую имеют специальное покрытие, позволяющее печатать на них с постоянным качеством, как на бумаге.

Хотя самоклеящиеся этикетки дороже клеевых, они просты в применении и обеспечивают чистоту на производственном участке. Их можно приклеивать как вручную, так и с помощью полуавтоматических и высокоскоростных устройств, причем скорость этикетирования составляет до 300 шт./мин. С помощью секционной этикетировочной машины (например, с шестью секциями) достигается скорость до 60 000 шт./ч.

Почти все самоклеящиеся этикетки многослойные и состоят из наружного слоя (собственно этикетки), клейкого адгезива и антиадгезионного защитного материала (рис. 4.2). На лицевую сторону такого материала наносится печать (обычно на узкорулонных печатных машинах шириной до 300 или 400 мм), поле чего этикетки высекают (отходы материала удаляют), режут по ширине одной этикетки и снова сматывают в рулон для транспортировки на линию этикетирования.

Структура самоклеящейся этикетки

Рис. 4.2. Структура самоклеящейся этикетки.

Приклеивание самоклеящихся этикеток

Приклеивание самоклеящихся этикеток выполняется на машинах, отделяющих от этикетки защитную антиадгезионную бумагу или пленку и помещающих этикетку

на бутылку или контейнер. Ненужная защитная бумага или пленка идет в отходы, и поэтому самоклеящиеся этикетки дороже этикеток без защитного материала. Самоклеящиеся этикетки размещают только «по месту», они не являются полной оберткой или рукавом.

Непосредственный перенос этикеток с рулона позволяет точно размещать их спереди, сзади, на горлышке, а при необходимости — сверху или снизу, в углубления, на углы и т. д. В зависимости от количества головок в машине этикетки могут заменяться в любой комбинации. Смена этикеток с одним дизайном на этикетки другого дизайна или переход на другой тип бутылки занимает около 15 мин. При использовании этикетировочной машины с 3 головками менять комбинации этикеток (одну, две или три) можно в любой момент, что делает эту технологию более гибкой.

Самоклеящиеся этикетки благодаря широкому диапазону возможностей и средств декорирования получили широкое распространение в таких отраслях, как производство косметических и санитарно-гигиенических товаров, здравоохранение, фармацевтика, в пищевой индустрии и в производстве промышленных товаров. Производственники высоко ценят возможность точного размещения таких этике ток, которые все шире используются в упаковке вин, ликеро-водочных изделий, пива и т. д. (особенно для продажи из торговых автоматов, где оформление бутылки с помощью самоклеящихся этикеток служит средством привлечения внимания покупателей).

Самоклеящиеся этикетки без защитного материала

В последние 15-20 лет выполнено несколько разработок, позволяющих производить самоклеящиеся этикетки без защитного материала (первыми стали этикетки типа Monoweb, разработанные в середине 1980-х гг.). В этикетках такого типа сначала в рулоне наносится печать, затем — силиконовое покрытие и на заключительном этапе — на обратную сторону адгезионное (клеевое) покрытие. Рулон таких само клеящихся этикеток затем сматывают «на себя», причем нет необходимости в дополнительном разделительном слое. Основным ограничительным фактором этой технологии служит то, что этикетки для получения нужной формы необходимо высекать в линии этикетирования.

Самоклеящиеся этикетки для термопечати без защитного материала иногда изготавливают сами этикетировщики на своем производстве. Их изготавливают на этикетировочной линии или в прессах с головками для нанесения с лицевой стороны силиконового покрытия, а с обратной — адгезива с последующим сматыванием рулона «на себя». После резки на ширину одной этикетки на рулонах выполняется цифровая печать, затем — резка по длине и нанесение на упаковку.

В последнее время были выполнены разработки по производству этикеток, размещенных с одной или двух сторон защитного материала. После выполнения печати и высекания за один проход лицевая и задняя этикетки остаются по обе стороны рулона защитного материала. Для нанесения таких двусторонних этикеток разработано специальное устройство. Такая система экономит время на прессование, снижает отходы защитного материала на стадии приклеивания этикеток и обеспечивает равное количество передних и задних этикеток в рулоне, уменьшая тем самым количество смен рулонов и потери этикеток.