+7 (495) 989-43-69
(многоканальный)
e-mail: arz-p@arzpuck.ru
8-926-917-76-62
8-926-917-76-69
+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.
Комбинированные емкости (контейнеры)
Оптимальные возможности для представления продукта, обеспечения механической прочности тары и герметичности укупорки дает подбор наилучшего сочетания материалов для изготовления комбинированных емкостей. Правильный выбор материалов и методов изготовления деталей таких емкостей (корпуса, крышки и днища) обеспечивает гибкость решений и достижение экономической эффективности при фасовании различных изделий — массового потребления, предметов роскоши и товаров производственного назначения. В настоящее время комбинированные емкости наиболее широко используются для фасования сухих пищевых продуктов, однако розничная торговля все больше ценит их для упаковки непродовольственных товаров и изделий, реализуемых через торговые автоматы.
Перед упаковкой продовольственных товаров — крупнейшего сегмента рынка упаковки — на первом месте стоят проблемы безопасности пищевых продуктов и стоимости упаковки (табл. 6.1). Комбинированные емкости — один из наиболее гибких видов упаковки, так как они позволяют предоставлять потребителям безопасный пищевой продукт при сравнительно низких затратах. Кроме того, этот вид упаковки удовлетворяет основным требованиям маркетинга и брендинга. Таким образом, данный вид упаковки обладает всеми необходимыми эксплуатационными свойствами, то есть является контейнером для содержимого и облегчает его реализацию. Кроме того, упаковка должна обеспечивать требуемый срок годности пищевых продуктов и, наконец, тара должна соответствовать упаковываемому в нее изделию, существующим условиям в месте реализации и требованиям брендинга.
Таблица 6.1. 10 основных факторов при выборе типа упаковки пищевых продуктов
Степень важности | Фактор | Рейтинг |
1 | Безопасность пищевого продукта | 4,07 |
2 | Стоимость материалов | 3,99 |
3 | Повышение скорости работы упаковочных линий | 3,75 |
4 | Возможность автоматизации упаковочных линий | 3,74 |
5 | Удобство для потребителя | 3,73 |
6 | Обеспечение срока годности продукта | 3,56 |
7 | Сокращение времени на переналадки | 3,40 |
8 | Применение новых упаковочных материалов | 3,32 |
9 | Возможность модификации «под заказчика» | 3,19 |
10 | Применение новых технологий маркировки и этикетирования | 3,18 |
Примечание. Оценивалось влияние упаковки на развитие предприятий, осуществляющих фасование изделий, в течение следующих 2 лет (опрос проводился в 2002 г.) по пятибалльной шкале (5 — наиболее важный фактор, а 1 — наименее важный). По данным Food Engineering's 2002 Packaging Trench Survey.
Комбинированной емкостью называют банку или контейнер, состоящий из жесткого корпуса (цельнотянутого или полученного прямой или спиральной навивкой, а также вальцовкой) с постоянно закрепленными на нем крышкой и днищем. Основным материалом для изготовления корпуса такой емкости является бумага, но конструкция подразумевает использование нескольких слоев материала, включающих зачастую алюминиевую фольгу и полимерные материалы (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Конструкция комбинированных емкостей.
Комбинированные емкости изготавливают несколькими методами.
Прямая навивка
Метод прямой навивки для формирования корпуса емкости (цилиндрического или нецилиндрического) включает навивку нескольких слоев однослойного материала вокруг вращающейся оправки (формы). Материал корпуса поступает к оправке под прямым углом, и вся бумага движется в одном направлении (рис. 6.2, а). Нужную для заказчика высоту емкости получают резкой.
Рис. 6.2. Конструкция боковых стенок комбинированных емкостей: а — прямая навивка; b — спиральная навивка
Спиральная навивка
Отдельные слои для емкостей со спиральной навивкой навивают на неподвижную оправку по спирали и соединяют адгезивом. Этот метод позволяет производить емкости в большом количестве по непрерывной технологии (рис. 6.3). Затем нарезают отдельные емкости, размер которых соответствует требованиям заказчика. В емкостях со спиральной навивки выделяют пять элементов (рис. 6.2).
• внутренний облицовочный слой;
• картонный корпус с отдельными слоями (как правило, двумя);
• этикетку;
• верхнюю крышку;
• днище.
Цельнотянутые корпуса
Для производства цельнотянутого корпуса емкости несколько слоев материала навивают вокруг стационарной оправки (формы) в одном направлении (рис. 6.4).
Вальцованные корпуса (один оборот)
По такой технологии комбинированные емкости изготавливаются поочередно. Заготовка нужного размера без клея с уже нанесенной печатью формируется на оправке. После нагревания емкость устанавливают в положение, необходимое для установки днища, соединяемого термосвариванием и прижимаемого к корпусу. Затем верх банки нагревают и загибают. Такие однослойные емкости выпускаются с прямыми и скошенными (для установки одной в другую, рис. 6.5) стенками.
Рис. 6.3. Основная технология изготовления комбинированных емкостей.
Рис. 6.4. Несколько слоев материала, навитых на стационарную оправку.
Рис. 6.5. Емкость с одним слоем материала и загибом.
История производства комбинированных емкостей
Комбинированные емкости ведут свое начало с конца XIX в., когда упаковочная промышленность только зарождалась, а упаковка была предназначена для хранения
и транспортировки легких, легко сохраняемых сухих изделий. В те времена такие емкости можно было считать «потомком» бумажного кулька. В конце 1800-х гг. порох, овсяную муку и соль обычно упаковывали в бумажные кульки (пакеты) со сжатыми концами. В конце XIX — начале XX в. к ним добавились бумажные крышки, и появились комбинированные емкости.
Хотя в первых конструкциях таких емкостей не было ничего, кроме корпуса из простой бумаги без облицовочных слоев и обжатых бумажных или металлических крышек, интерес к таким комбинированным емкостям быстро рос. Чаще всего их можно было увидеть на полках аптек — их стали предпочитать в качестве упаковки для английской соли, серы и других порошкообразных лекарственных средств.
К середине XX в. рынок комбинированных емкостей стал быстро расширяться. Корпус банок стали делать с дополнительным внутренним вкладышем или с обработкой напылением, емкости стали снабжать средствами, облегчающими открывание и опорожнение. Именно в этот период повышения спроса процессы изготовления и поставки этих емкостей стали усложняться. По мере усложнения производства требования к фирмам-изготовителям росли, а появление новых каналов сбыта в масштабах отдельных стран привело к возникновению крупномасштабных высокоскоростных производств. Конструкция упаковки стала все больше определяться требованиями к защите расфасованных изделий, простотой транспортировки и удобствами для потребителя. Достигнутая в результате универсальность комбинированных емкостей сделала этот вид упаковки наиболее предпочтительным для многих изделий, в частности, моющих средств, строительных материалов типа замазок, а также для фасовки замороженных ягод.
В 1950-е гг. изготовители замороженного теста начали подбирать для него варианты недорогой удобной упаковки. Выбор пал именно на комбинированные емкости благодаря их низкой стоимости, способности выдерживать внутреннее давление и наличию средств открывания, не требующих использования консервного ключа.
Благодаря успеху, достигнутому на рынке теста, появились многочисленные технологические новшества, включавшие разработку оборудования для высокоскоростной навивки и резки, использование для защиты изделий улучшенных внутренних отделочных материалов (в частности, алюминиевой фольги) и особые конструкции металлических крышек в сочетании с новыми методами получения шовных соединений.
В ближайшие годы комбинированные емкости из ниши специальных изделий могут перейти в сегменты рынка, ориентированные на выпуск массовых потребительских товаров. Еще в 1960-е гг. в штате Флорида в них упаковывали замороженный концентрат цитрусовых соков, и в течение нескольких последующих лет комбинированные емкости объемом 6 и 12 унций (0,3 и 0,6 л) превратились в господствующий вид упаковки замороженных фруктовых концентратов.
В те же годы наблюдался и рост нефтяной промышленности. В качестве емкости для моторных масел объемом в 1 кварту (11 л) в 1960-1980-е гг. чаще всего использовали комбинированную тару. В сочетании с экспериментами по упаковке кофе и твердых жиров это привело к дальнейшим успехам данного вида тары. В 1970-е гг. заголовки газет пестрели упоминаниями о компании Procter & Gamble, выпустившей новый продукт в совершенно новой упаковке. Первым снеком, выпускавшимся
в огромных объемах в герметически запечатанной комбинированной емкости, были картофельные чипсы «Принглз» (Pringles®) уникальной формы.
Крупные пищевые комбинаты не упустили возможность организовать свой бизнес по выпуску снеков. Широко известен успех герметически закрываемой комбинированной упаковки с регулируемой газовой средой (с предварительной продув кой азотом), предоставившей широкие возможности для использования подобных емкостей для упаковки изделий мясной гастрономии, детского питания, арахиса и других орехов, макаронных изделий и других пищевых продуктов.