+7 (495) 989-43-69
(многоканальный)
e-mail: arz-p@arzpuck.ru
8-926-917-76-62
8-926-917-76-69
+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.
Печать и этикетирование
Двумя наиболее распространенными материалами для этикеток являются алюминиевая фольга и бумага. Фольгу чаще всего используют при упаковке моющих средств и некоторых пищевых продуктов из эстетических соображений и благодаря ее барьерным свойствам. Примером может служить упаковка Kraft® для сыра пармезан. Бумагу применяют более матовую, с менее глянцевой отделкой (такую, например, как для упаковки картофельных чипсов Pringles®).
Для защиты печати и усиления барьерных свойств (особенно относительно влаги) на фольгу или бумагу наносят покрытие из термореактивных или термопластичных полимеров. Эти покрытия обеспечивают упаковке также более привлекательный вид благодаря высокому глянцу.
Обеспечить совмещение цветов при печати изображений довольно сложно. И алюминиевая фольга, и бумага дают хорошее качество поверхности для плоской офсетной печати, флексографской и глубокой печати. Хотя бумага дешевле, алюминиевая фольга обеспечивает дополнительные барьерные свойства.
Следует помнить, что в торговле упаковка — это средство общения с потребителем, так как она является носителем торговой марки (бренда) и информации об изделии. Следовательно, этикетка для конечного потребителя влияет на общую эффективность комбинированной емкости, в связи с чем она должна быть заметной и привлекательной.
Для этикеток комбинированных емкостей применяют разные способы печати. Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные из них — флексографскую, глубокую и офсетную печать.
Флексография
Флексография (флексографская печать) — это эффективный, экономически выгодный и гибкий способ печати, широко применяемый в производстве конвертов и упаковки. Он обеспечивает высокое качество печати на самых разных абсорбирующих и неабсорбирующих поверхностях, включая гибкие материалы, стопы этикеток, гофрокартон, жесткие полимерные материалы, легкую (папиросную) и газетную бумагу. Флексография — это способ рельефной высокой печати, при котором изображение переносится на запечатываемый материал под действием давления. Этот способ печати получил свое название от гибких (flexible) резиновых или полимерных печатных форм, использование которых обусловливает универсальность и все возрастающую популярность такой печати. Рост масштабов применения флексографии повышает и требования к качеству печати этикеток.
Флексографию все шире применяют по следующим причинам:
• возможность печатать практически на любой поверхности, как абсорбирую щей, так и неабсорбирующей, включая очень тонкую стретч-пленку;
• возможность использования быстросохнущих типографских красок (на водной основе, на основе растворителей, а также красок, отверждающихся под воздействием УФ-излучения);
• появление светочувствительных полимерных пластин с возможностью хорошего воспроизведения полутонов и с малым растискиванием красок;
• появление высокоскоростных линий и сокращение продолжительности пере наладок, что выгодно для печати малых серий;
• экономическая эффективность.
По оценке специалистов Европейской технической ассоциации флексографской печати (EFTA) флексография используется при печати почти 40% упаковки, причем годовой прирост при этом составляет 5%. Наиболее заметный рост применения данного метода печати наблюдается именно в области печати этикеток. По имеющимся оценкам, свыше 70% нового печатного оборудования в Европе предназначено для флексографской печати. Расширению применения и росту популярности флексографии способствует и появление УФ-отверждающихся типографских красок.
Глубокая печать
Глубокая печать, ранее служившая лишь для печати высокохудожественных произведений, после внедрения компьютерных методов оцифровки стала способом печати, обеспечивающим высокое качество печати больших тиражей — от сотен тысяч до миллионов экземпляров. При этом способе печати небольшие объемы краски переносятся с цилиндра для глубокой печати на основу этикетки в виде мельчайших растровых точек. Человеческий глаз воспринимает их как буквы, складываемые в текст, или как целостную картинку.
Для обеспечения эффективности глубокой печати необходимо знать материаловедение, технологию производства бумаги и производственное оборудование.
Глубокая печать — это технология, обеспечивающая высокое качество печати и постоянство характеристик воспроизведения для всей серии. Главное здесь — сам формный цилиндр, а многие дополнительные преимущества обеспечиваются применением автоматического управления оборудованием и компьютерного контроля.
Технология глубокой печати характеризуется хорошими экологическими параметрами, что достигается благодаря:
• бумаге с более высоким содержанием вторичных волокон;
• высокоэффективным установкам регенерации растворителя;
• передовым методам экономии бумаги, красок и энергии;
• меньшему содержанию в изделиях, полученных способом глубокой печати, остатков растворителя типографской краски.
Иными словами, глубокая печать — это такой способ печати, который позволяет изготавливать миллионы высококачественных копий с огромной скоростью. Кроме того, она позволяет обеспечить превосходную цветопередачу и хороший глянец на бумаге сравнительно низкого качества. Поскольку технология глубокой печати гарантирует стабильное воспроизведение высококачественной графики, она прекрасно подходит для индустрии упаковки, где заказчики очень трепетно относятся к качеству печати изображений. Идеальная подложка для глубокой печати должна иметь очень гладкую поверхность (мелованная бумага, полимерные пленки или фольга), поскольку эффективность переноса краски зависит от степени контакта выступов формного цилиндра с запечатываемой подложкой. Машины для глубокой печати на упаковочных материалах должны удовлетворять самым разным требованиям, поскольку подложка может быть самого разного цвета и отделки. Работа на более низких скоростях позволяет использовать сложные для обработки материалы и способствует высыханию специальных красок. В линии упаковочного оборудования можно включать такие процессы отделки, как ламинирование, резку, биговку, тиснение и т. п. (см. сайт Европейской ассоциации ротационной глубокой печати, ERA — www.era.eu.org).
Литографская (офсетная) печать
Офсетная печать — это способ литографской печати. При ее использовании краска наносится на подложку не непосредственно с печатной (формной) пластины (или цилиндра), как в глубокой печати или флексографии, а сначала на резиновый декель (рубашку) офсетного цилиндра, а с поверхности резины — на подложку.
Литография основана на том, что масло и вода не смешиваются (из-за их гидрофильных и гидрофобных свойств). Печатные пластины подвергают химической обработке, делающей область печатных элементов на пластине олеофильной (мас-ловосприимчивой), и, следовательно, восприимчивой к краске, а пробельные участки — гидрофильными. Поскольку краска и вода практически не смешиваются, это препятствует миграции краски на пробельные участки пластины.
На качество отпечатка и высыхание краски сильно влияет структура подложки этикетки, что делает ее важным объектом исследований и разработок. С учетом целей применения и способа печати необходимо оптимизировать такие ее свойства, как структура и микрорельеф поверхности бумажной подложки, пористость и гладкость поверхности.
Варианты этикетирования
• Спиральная навивка при рулонной подаче этикеток:
— печать способом глубокой печати или флексографии.
• Прямая (ленточная) навивка этикеток при рулонной подаче:
— экономически более выгодна;
— печать способом глубокой печати или флексографии.
• Прямая (ленточная) навивка этикеток при листовой подаче:
— может применяться лишь офсетная печать (литография).
• При этикетировании вальцованных емкостей (один оборот):
— наносится предварительная печать на пробельных участках корпуса емкости;
— покровный слой, корпус и графические изображения составляют единое целое и оборачиваются, формируя корпус упаковки;
• Этикеткирование после расфасовывания.
• Упаковка без этикетирования (поверхность упаковки не запечатывается):
— наложение этикеток осуществляет заказчик упаковки.
В процесс этикетирования можно внести много усовершенствований, однако необходимо соблюдать баланс между себестоимостью и требованиями рынка. В будущем основные усилия будут сосредоточены на улучшении внешнего вида этикетки благодаря увеличению глянца поверхности. Благодаря прогрессу в области флексографской печати и снижению затрат на допечатную подготовку под ротационную глубокую печать различия между ротационной глубокой печатью и флексографией постепенно стираются.
Охрана окружающей среды и утилизация отходов
В конце XX в. комбинированным емкостям начали уделять повышенное внимание с точки зрения экологических требований. В настоящее время слои корпуса банки изготавливают из макулатурной массы с содержанием вторичного волокна более 50%. Во многих странах комбинированные емкости с точки зрения управления отходами учитываются в программах сбора вторсырья. Кроме корпусов таких емкостей вторичной переработке могут подвергаться и их металлические крышки.
Комбинированные емкости сегодня продолжают оставаться в центре внимания экологов. Их ценят в том числе и за лучшие экологические свойства — в частности, использование бумажного днища позволяет увеличить применение вторичного сырья до 70% материала емкости — за сокращение объемов неперерабатываемых отходов и другие возможности увеличения степени их утилизации.
Факторы, влияющие на степень утилизации
При выборе упаковки фирмы-изготовители упаковки и фирмы-упаковщики тщательно изучают местные и региональные нормативные акты по вторичной переработке отходов. В некоторых штатах США, например, требуется, чтобы определенные виды упаковки были пригодны для вторичной переработки и при их изготовлении использовалось минимальное содержание вторичного сырья (что позволит им соответствовать предписаниям Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами, FDA относительно возможности контакта с пищевыми продуктами). В США огромные возможности по вторичной переработке бумаги и полимерных материалов делают комбинированные емкости прекрасной упаковкой для большого числа изделий. В европейских странах больше предпочитают материалы, комбинированные с фольгой, и многие изделия упаковывают в алюминиевые банки именно из-за простоты их вторичной переработки.