+7 (495) 989-43-69
(многоканальный)
e-mail: arz-p@arzpuck.ru
8-926-917-76-62
8-926-917-76-69
+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.
Использование картонных бочек и контейнеров
Картонные бочки и контейнеры применяют для транспортировки порошкообразных, гранулированных, пастообразных, вязкопластичных и других материалов. Как мы уже отмечали, картонные бочки и контейнеры используют в основном в химической, фармацевтической и пищевой промышленности.
Картонные бочки и контейнеры, соответствующие Единым стандартам на упаковку (группы изделий I, II и III), зачастую применяют для транспортировки сухих опасных грузов (для упаковки и транспортировки опасных жидкостей эту тару использовать запрещается). Спецификации картонных бочек и контейнеров, используемых для конкретных изделий, подробно описаны в так называемой «Оранжевой книге» (Orange book). В каждой стране имеется государственный орган по проведению испытаний и их контролю, если они выполняются другими организациями. Эти испытания могут выполняться в лабораториях предприятий-изготовителей картонных бочек и емкостей при условии, что они сертифицированы соответствующим государственным органом. Если испытания проведены согласно утвержденным методикам, то государственный орган выдает соответствующий сертификат. Собственно методы испытаний, включая различные испытания падением под различными углами воздействия сил, а также испытание на штабелирование при 23 °С и относительной влажности 50%, описаны в Единых стандартах.
Эксплуатационные свойства картонных бочек и контейнеров при штабелировании зависят от их конструкции. Поскольку эту тару конструируют под конкретное вертикальное штабелирование, ее эксплуатационные свойства зависят от размеров, конструкции и спецификации данных бочек или контейнеров. Например, контейнеры для фасования изделий массой 25 кг могут быть сконструированы так, чтобы их можно было штабелировать в 10 ярусов, а бочки для изделий массой 200 кг — до 3 ярусов.
Как правило, транспортировка картонных контейнеров осуществляется вручную, но при массе бочек и контейнеров свыше 50 кг их перемещают обычно с помощью подъемно-транспортного оборудования — вакуумных и механических захватов или вилочных погрузчиков.
При использовании такой тары для упаковки вязко-пластичных и жидких изделий, чувствительных к влажности, побочным вкусам и запахам, бочки и контейнеры полностью облицовывают изнутри бумагой с покрытием из полиэтилена или ламинированной алюминиевой фольгой и полиэтиленом, предотвращая таким образом проникновение содержимого в боковые стенки корпуса. Такая внутренняя облицовка с дополнительными барьерными свойствами защищает изделие от потерь влаги, вкуса и аромата, а также предотвращает проникновение в изделие посторонних запахов и привкусов. Для предотвращения утечек жидкости через шов основания его обычно уплотняют герметикой, а крышку оснащают прокладкой. Для жидких или вязкопластичных изделий, расфасованных в бочку или контейнер с прямой навивкой, на соединение внахлест прикрепляют термосвариванием полиэтиленовую ленту, исключая тем самым впитывание расфасованной жидкости в открытую (необработанную) кромку бумаги.
Использование какого-либо барьерного материала и герметизации позволяет использовать такие картонные бочки и контейнеры без дополнительного полиэтиленового вкладыша или мешка. В картонные бочки и контейнеры с облицовкой из покрытой силиконом бумаги можно фасовать горячие расплавы термопластичных полимеров, затвердевающих при охлаждении. Для извлечения изделия такую бочку или контейнер обычно разрезают или нагревают с помощью специального оборудования.
Если подобная картонная тара хранится на открытом воздухе, велика вероятность того, что наружная поверхность боковых стенок корпуса будет подвергаться воздействию атмосферных факторов — дождя, снега, мороза и солнечных лучей. В бочки и контейнеры, в спецификации которых указана возможность такого хранения, включают барьерный материал или особое покрытие, защищающие их от погодных воздействий, а крышки оснащают прокладкой для улучшения герметизации. Для обеспечения защиты от влаги наружную поверхность бочек и контейнеров иногда покрывают лаком.
Большинство предприятий, применяющих картонные бочки и контейнеры для упаковки порошкообразных изделий, в качестве первого уровня защиты используют дополнительный мешок из полимерных материалов, обычно полиэтиленовый (рис. 7.7). Могут использоваться соэкструдированные полимерные материалы с высокими защитными свойствами. Такие мешки иногда помещают в бочки и контейнеры непосредственно при их изготовлении и прикрепляют к днищам термосвариванием или не слишком прочным клеем, что дает ряд преимуществ, а именно:
• тара готова к использованию сразу после доставки заказчику;
• упрощается контроль заказчиком товарных запасов и снижаются трудозатраты;
• закрепление внутренних мешков ускоряет извлечение изделий и предотвращает случайное попадание этих мешков в работающее оборудование;
• непрочно закрепленные мешки легко вынимаются из бочки или контейнера для последующей их вторичной переработки.
Если требуется обеспечить максимальную защиту от влаги, то в зависимости от типа расфасовываемого изделия в бочке или контейнере предусматривают облицовку из ПЭ или ламината ПЭ с алюминиевой фольгой, которую «встраивают» в
Рис. 7.7. Картонный контейнер с помещенным внутрь мешком из полимерного материала боковую стенку бочки или контейнера, а крышку закрепляют уплотняющей прокладкой.
Картонные бочки и контейнеры с высокими барьерными свойствами можно использовать для асептической горячей расфасовки (розлива), а подобная тара с утопленными крышками обеспечивает защиту кромок рулонов таких упаковываемых материалов, как полимерные пленки, алюминиевая фольга и напольные покрытия.
В кабельной промышленности используют картонные контейнеры специальной конструкции с закрепленным на днище дополнительным сердечником, который может быть приклеен к закрепленному скобами установочному диску или вклеен в отверстие в кольцеобразном диске на днище. Провода и кабели помещают в зазор между сердечником и боковыми стенками бочки или банки. Подобную тару можно использовать длительное время для размотки сварочной проволоки и других аналогичных изделий, сокращая тем самым необходимость переналадок.
Важной характеристикой таких бочек и контейнеров является их чистота, причем для некоторых заказчиков (например, производителей фармацевтических изделий и реактивов), требуется упаковка, прошедшая через систему воздушной очистки, в ходе которой из тары удаляются остатки волокон (рис. 7.8).
Декорирование, штабелирование и транспортировка
На поверхность стандартных темно- или светлокоричневых картонных бочек и контейнеров можно при помощи валиковой системы нанести цветной или бесцветный лак, получив тем самым моющуюся поверхность, фирменные цвета (цвета бренда) и, как отмечалось выше, влагонепроницаемое покрытие. Используют краски как на органической, так и на водной основе.
На корпус такой тары может быть нанесена трафаретная печать (обычно до трех цветов) с инструкциями по использованию изделия, мерами безопасности и предупреждениями об опасности. Если конструкция картонных бочек и контейнеров, а также объемы их производства экономически эффективны, при изготовлении корпуса иногда используют предварительную наружную обертку с нанесенной на нее печатью, что позволяет размещать на картонной упаковке сложные многоцветные изображения.
Рис. 7.8. Картонные контейнеры в устройстве воздушной очистки
При необходимости на корпус такой тары можно наклеивать этикетки. Сами этикетки и применяемые клеи обычно подбирают по типу использования тары (напри мер, в зависимости от того, складируется она в помещении или на открытом воздухе). Если планируется, что этикетка будет апплицироваться фирмой-фасовщиком продукции, то фирма-изготовитель картонных бочек или контейнеров в целях правильного позиционирования этикеток может обозначать на корпусе тары место их расположения....
Выпускаются также окрашенные крышки из полимерных материалов, гармонирующие с декором боковых стенок бочек и контейнеров.
Переработка отходов
Картонные бочки и контейнеры могут использоваться повторно, а материалы для них могут подвергаться вторичной переработке или утилизироваться в системах переработки отходов. На боковые стенки и днище картонных бочек и контейнеров могут наноситься международный код идентификации способов утилизации и соответствующая ему пиктограмма. Как правило, изготовители картонных бочек и контейнеров предоставляют необходимую информацию и техническую поддержку по вопросам охраны окружающей среды и переработки отходов, а также рекомендации по выбору оборудования для их вторичной переработки и фирмам, утилизирующих такие контейнеры.
Основные преимущества картонных бочек и контейнеров
• Это упаковка, изготавливаемая «под заказ» в соответствии с конкретной спецификацией заказчика.
• Она экономически более эффективна, чем металлические бочки и банки.
• Картонные бочки и контейнеры выпускаются самых разных диаметров, высоты и конструкций.
• Картон производится из возобновляемых природных ресурсов и может (как и другие элементы данного типа упаковки) использоваться повторно и подвергаться вторичной переработке.
• Картонные бочки и контейнеры могут иметь внутреннюю облицовку и обладать барьерными свойствами, улучшающими их эксплуатационные свойства и расширяющими сферу применения этой тары.
• Такая упаковка сертифицирована для фасования и транспортировки опасных твердых и сыпучих грузов.
• Картонные бочки и контейнеры применяются, в основном, в химической, фармацевтической и пищевой промышленности.
Минимальные требования к спецификации, ряд определений и типовые диапазоны размеров и вместимости приведены в стандарте Великобритании на картонные бочки и контейнеры (BS 1596:1992). В «Своде правил по упаковке» (BS 1133-7.4:1989) описаны виды бумажной и картонной упаковки, включая картонные бочки и контейнеры. В европейском стандарте BS EN 12710:2000 приведены требования к конструкции картонных бочек и контейнеров объемом 15-250 л. Перечень опасных грузов, разрешенных к упаковке в картонные бочки и контейнеры, приведен в так называемой «Оранжевой книге», полное название которой — «Рекомендации по перевозке опасных грузов: Типовые правила».