+7 (495) 989-43-69
(многоканальный)
e-mail: arz-p@arzpuck.ru
8-926-917-76-62
8-926-917-76-69
+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.
Транспортная упаковка
Поставщики материалов для упаковки жидких продуктов учитывают требования транспортной упаковки, хранения и реализации изделий. Готовые упаковки складывают или группируют для последующего вторичного упаковывания в стретч- или термоусадочную пленку в рукавах (гильзах) или на лотках. Для транспортной упаковки коробок (пакетов) пирамидальной, клинообразной или подушкообразной формы предусмотрены особые виды тары, в частности, специальные пластмассовые ящики, используемые в местах реализации. Три разновидности штабелируемой транспортной упаковки представлены на рис. 13.26. Они предназначены для повышения эффективности штабелирования (наилучшего использования объема паллет) путем разной укладки упаковок чередующимися рядами, что придает паллете стабильность (рис. 13.27).
Рис. 13.26. Разновидности транспортной упаковки
Рис. 13.27. Способы паллетизации с максимальным использованием объема и обеспечением стабильности паллеты
Традиционной транспортной упаковкой для крупных торговых организаций, реализующих большие объемы жидких продуктов в картонной упаковке, являются решетчатый контейнер (колесная клеть), представленный на рис. 13.28. Такие контейнеры доставляют в магазины автомашинами, специально оснащенными для перевозки соответствующей тары и облегчения погрузочно-разгрузочных работ.
Области применения
Основная (по объемам производства) область применения картонной упаковки жидких продуктов — это производство молочных и кисломолочных продуктов (молока, кефира, сливок, йогурта и т. п.). Такая упаковка применяется также в розливе соков, вин и минеральных вод. Иногда в упаковку Tetra Classic и ее асептическую рановидность Tetra Classic Aseptic упаковывают так называемое «фруктовое мороженое» (замороженный сок на палочке).
К другим упаковываемым в подобную упаковку изделиям относятся:
• растительное масло (упаковка Pure-Pak® объемом 1,5 л);
• меланж и другие жидкие яйцепродукты (упаковка Pure-Pak®);
Рис. 13.28. Решетчатый контейнер (колесная клеть), используемая для доставки продуктов в точки реализации
• супы производства New Covent Garden Soup Co. в пакетах объемом 2 л (имеются примеры использования и меньших упаковок);
• сухие пищевые продукты (пакеты с крышеобразным верхом) — например, фирма Capespan International выпускает мюсли различной рецептуры с фруктами под торговыми марками Fyffes, Cape и Outspan в пакетах Tetra Rex (объемом 750 г, 2 л), причем на пакеты наносится шестицветная офсетная печать; овощи сублимационной сушки для системы общественного питания и доставки в офисы упаковывают в большие упаковки Pure-Pak®;
• непищевые изделия, в частности, кондиционеры для белья, картонные упаковки с которыми вкладывают в пластмассовые емкости со стиральным порошком.
Экологические аспекты
Промышленность по производству картонной упаковки для жидких пищевых про дуктов прикладывает много усилий для разъяснения их преимуществ с точки зре ния охраны окружающей среды. Эти усилия в основном касаются преимуществ, общих для бумажной и картонной упаковки, и здесь мы их рассматривать не будем. Ниже мы остановимся на вопросах охраны окружающей среды, относящихся имен но к упаковке жидких продуктов
Ресурсы
С 1970 г. количество материалов, используемых для производства картонной упаковки для жидких пищевых продуктов, сократилось на 21% (см. www.drinkscartons.com/docs/packaging11 .htm). Это было достигнуто благодаря разработке новых конструкций упаковок и применению ХТММ (в упаковке SIG Combibloc).
Средняя упаковка для напитков (объемом 1 л) имеет массу 28 г, что составляет 3% от общей массы упаковки молока и сока (см. www.drinks.com/doc/packaging11. htm). Стеклянная бутылка объемом в 1 пинту (0,568 л) в Великобритании имеет массу примерно 220 г, что составляет 26% общей массы изделия. Для транспортировки на предприятие по розливу 600 тыс. заготовок для пакетов объемом 1 л требуется один грузовик, тогда как для перевозки такого же количества стеклянных бутылок необходимо 22 грузовика (см. www.drinkscartons.com/docs/packaging4.htm).
После розлива пакеты с напитками легко штабелировать, они занимают меньше места. При их транспортировке достигается значительный эффект за счет снижения выбросов окислов азота, СО и СО2. Отмечается, что по сравнению с перевозкой изделий в стеклянной таре небольшая масса картонной упаковки и ее прямоугольная форма позволяют загружать в транспортное средство в 1,5 раза больше упаковок.
Жизненный цикл упаковки
Несколько лет назад в Германии велись жаркие дискуссии о сравнении экологических характеристик возвратной стеклянной тары, которая может подвергаться вторичной переработке, и одноразовой упаковки, в частности, картонной тары для жидких пищевых продуктов. Оценка жизненного цикла, выполненная в 1993 г., не смогла дать определенного заключения относительно этого сравнения, и в 1999 г. в Институте алгоритмов и научных расчетов им. Фраунгофера (Fraunhofer Institute) в соответствии со стандартом ISO 14 040 была предпринята еще одна попытка.
Отчет был представлен на рецензию в международную комиссию, которая пришла к выводу о «невозможности однозначно сделать выбор в пользу одноразовой или многоразовой упаковки». Стеклянные бутылки обладают следующими преимуществами:
• снижается количество бытовых отходов;
• снижается потребление воды;
• снижается общее потребление энергии; Преимущества картонной упаковки для жидких пищевых продуктов заключаются в следующем:
• уменьшение парникового эффекта;
• снижение количества опасных отходов;
• снижение потребления минеральных ресурсов;
• снижение потребления энергии из невозобновляемых источников;
• более низкое закисление окружающей среды;
• уменьшение заболачивания окружающей среды.
Еще одно исследование жизненного цикла упаковки было организовано в Гер мании Федеральным агентством по охране окружающей среды (JJmweltbundesamt) и выполнялось отделом прогнозирования Института исследований энергии и окружающей среды (IFEU Institute). Его результаты представлены на сайте www.umweltbundesamt.de/uba-info-daten/daten/bil.htm
Вторичная переработка
Из всех картонных упаковок для жидких пищевых продуктов, поставленных на рынок ЕС в 2002 г., 27% были подвергнуты вторичной переработке, а 29% были использованы в установках для выработки энергии.
Вторичное волокно, получаемое при переработке картонной упаковки для жидких продуктов, характеризуется высоким качеством и представляет большую ценность для поддержания количества и качества вторичного волокна. Отделяемые полимерные материалы обычно используются для выработки энергии.
В Великобритании система отбора картонной упаковки для жидких продуктов из несортированной смешанной макулатуры развивается довольно медленными темпами, хотя соответствующая технология для сортировки макулатуры имеется. Тем не менее была простимулирована сортировка различных типов бытовых отходов по месту их сбора, и в ноябре 2003 г. в Великобритании была запущена на полную мощность установка по вторичной переработке 20% бумажных упаковок для жидких пищевых продуктов, использованных в Великобритании.
На бумажной фабрике Corenso (совместная собственность фирм StoraEnso и UPM-Kymmene) в финском городке Варкаус, выпускающей бумагу-основу для рулонных втулок, была запущена установка фирмы Foster Wheeler, которая наряду с целлюлозой и полимерными материалами извлекает алюминий. В газификаторе горючие полимерные материалы превращаются в газ, служащий топливом для водонагревателя. Генерируемая при этом теплота эквивалентна сжиганию 16 500 т жидкого топлива в год. Собираемую в бескислородной газовой среде золу, содержащую алюминий, в виде блоков направляют на установку по производству алюминиевой фольги.
В настоящее время можно привести много примеров системного подхода, при котором предприятие-упаковщик разрабатывает, монтирует и поддерживает систему упаковку в целом — от места упаковки до места реализации — совместно с производителями изделий (особенно в пищевой промышленности).
В случае упаковки жидких продуктов такая система включает и обработку пищевых продуктов. Это неизбежно особенно там, где, как при асептическом розливе, обработка продукта и упаковки тесно взаимосвязаны. Именно поэтому производители упаковки для жидких продуктов тесно связаны с производителями пищевых продуктов, а это, в свою очередь, привело к выработке упаковочных решений, весьма эффективных с экономической точки зрения.
Производители упаковки для жидких продуктов по сравнению с большинством производителей упаковки продвинулись дальше и в другом отношении, а именно в изучении вопросов логистики — от упаковочной линии до места реализации в торговле. Все это привело к поддержке, разработке и расширению способов упаковки жидких продуктов в тару на основе бумаги и картона.
Что касается мирового рынка, то решения вырабатываются с учетом того, что в развивающихся странах в результате отсутствия соответствующих технологий, адаптированных к местным потребностям, наблюдаются большие потери пищевых продуктов.