+7 (495) 989-43-69
(многоканальный)
e-mail: arz-p@arzpuck.ru
8-926-917-76-62
8-926-917-76-69
+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.
Фасование продукции в коробки
Ниже приведено краткое описание работы типичного фасовочно-упаковочного оборудования, то есть сборки, фасования и закрывания коробок; это облегчит понимание требований заказчика к складным картонным коробкам. В этой сфере используется самое различное оборудование, включая достаточно сложное высокоскоростное автоматическое и полуавтоматическое со средним уровнем производительности. Существуют как автоматы, в которых фасование осуществляется в вертикально расположенные коробки, так и те, в которых коробки обрабатываются в горизонтальном положении. Существуют машины линейного типа, карусельные машины с вращающейся револьверной головкой и машины с конвейером овальной формы.
Наиболее распространенным является горизонтальный фасовочно-упаковочный аппарат для картонных коробок с подгибаемыми клапанами, который мы и рассмотрим в качестве примера. Плоско уложенные картонные коробки сразу после извлечения из транспортного ящика загружаются в магазин. Вакуумные присоски, прикрепленные к манипулятору с поворотными или возвратно-качательным движениями, снимают картонные коробки сверху или снизу стопы по одной и помещают их в углубления ленты конвейера. Одновременно толкатель давит на находящийся в незакрепленном положении отогнутый клапан, прижимая передний край к переднему углу углубления. Коробка открывается под воздействием одновременного вытягивания присосками наружу и давления, оказываемого на сложенные края.
Коробка движется вдоль по конвейеру, и в это время продукция загружается вручную или из коробов автоматического фасовочного устройства с барабанным кулачком, двигающегося вдоль конвейера с коробками. Противопылевые клапаны, прилегающие к переднему краю, вставляются неподвижными полосками-зубцами одновременно с движением коробки на конвейере, тогда как клапаны, находящиеся сзади, должны отгибаться по направлению вперед вращающимися штифтами, движение которых быстрее, чем перемещение коробки. Затем фиксирующие клапаны подгибаются внутрь неподвижными изогнутыми полосками-зубцами, которые сгибают картон по линиям рилевки и направляют фиксирующие клапаны в соответствующие прорези. Картонные коробки двигаются в машине достаточно быстро, и поэтому конструкция клапанов и замковых соединений должна быть рассчитана очень точно, а качество изготовления изделия должно быть всегда высоким. При невыполнении этих условий коробки обязательно начнут образовывать заторы.
Способы печати
Картонные коробки могут быть оформлены типографским способом с помощью печати, тиснения, горячего тиснения и трафаретной печати; на них также наносятся различные отделочные покрытия. В подавляющем большинстве случаев изображения на картонных коробках наносятся с помощью высокой, глубокой или плоской печати, а также флексографическим способом (табл. 6.4). Высокое качество современных печатных машин позволяет, при условии использования коробочного картона высокого сорта, обеспечить высокое качество воспроизведения изображения, с линеатурой полутонов 400.
Таблица 6.4. Сравнение печатных процессов различных типов
Высокая печать | Плоская офсетная печать | Глубокая печать | Флексография | |
Стоимость печатных форм | Средняя | Низкая | Высокая | Умеренно низкая |
Стоимость наладки машин | Высокая | Низкая | Средняя | Низкая |
Качество сплошного тона | Отличное | Хорошее | Отличное | Удовлетворительная |
Качество полутоновой репродукции | Низкое | Отличное | Хорошее | Низкое |
Контроль цветопередачи | Хороший | Хороший | Отличный | Хороший |
Степень глянцевитости | Отличная | Удовлетворительная | Хорошая | Удовлетворительная |
Высокая печать обеспечивает резкость и однородность изображения; офсет рекомендуется в тех случаях, когда желательно качественно выполнить полутоновое изображение, а глубокую печать предпочтительно использовать в случаях, когда выпускается большая партия коробок с несложным изображением. В прошлом флексография использовалась только для простых изображений, состоящих из сплошной заливки, однако в последние годы эта экономичная технология была значительно усовершенствована, так что сегодня с ее помощью можно выполнять полутоновые изображения такого качества, что в наиболее удачных случаях без увеличительного стекла их невозможно отличить от выполненных с помощью глубокой печати.
В последние годы технология офсетной печати была значительно усовершенствована, и при оформлении складных картонных коробок этот способ печати является наиболее эффективным с экономической точки зрения. Наладка машин не требует больших затрат времени, стоимость печатных форм невысока. Качество печати может быть очень высоким: линиатура составляет от 150 до 200, может использоваться до десяти красок. Разработаны различные виды покрытий: покрытие высокого блеска, матовое, а также комбинированная отделка, что делает оригинальное изображение более привлекательным. Существуют как листовые, так и рулонные офсетные печатные машины; печатная машина может также снабжаться дисковыми ножами, и в этом случае производятся готовые развертки коробок.
Хотя до сих пор применяются и большие печатные машины, все шире применяется оборудование шириной 40 дюймов (100 см); у него больше производительность — от 15 000 до 20 000 листов/ч.
Цветовые модели
Если для упаковки важное значение имеет цвет, то необходимо обеспечить контроль цветопередачи. Если цвет отклоняется от единого стандарта или постепенно от него удаляется, то не выполняются задачи, заложенные при разработке упаковки. При отсутствии надлежащего контроля цвета, когда он подбирается с помощью сравнения с цветом предыдущей партии коробок или этикеток, цвета могут постепенно меняться. Через некоторое время цвет упаковки становится совершенно непохожим на выбранный первоначально. На полках магазина упаковка, которая выглядит полинявшей, либо заметно светлее или темнее соседних коробок той же продукции, производит неприятное впечатление на потребителя.
Для того чтобы цвет был выдержан в точно установленных границах, используются достаточно несложные методы. В типографии могут помочь выбрать такую систему проверки и регулирования цвета, с помощью которой цвет удастся сохранить неизменным в течение многих лет.
Перед тем как приступить к контролированию соответствия цветов, имеет смысл разобраться в природе цвета, в бесконечном разнообразии его оттенков и различной насыщенности. Следует также знать, что подбирать оттенки в условиях различного освещения очень сложно.
Существует несколько видов идентификационных обозначений цвета. В 1905 г. Альбертом Г. Манселлом (Munsell) была разработана колориметрическая система Манселла. Так как дизайнеры чаще всего не ограничиваются основными цветами в чистом виде, то есть красным, желтым и синим, а смешивают цвета и получают различные их оттенки, в данной системе в горизонтальной плоскости построены цветовые круги, расположенные на разных уровнях вертикальной ахроматической оси, где на самом верху расположен белый, а внизу — черный. Цветовое тело Манселла, по форме похожее на дерево, показывает отношения цветов. Каждый оттенок представлен в виде первой буквы его названия, за которой следует верхний числовой индекс, обозначающий яркость (количество черного или белого), и нижний числовой индекс, расположенный под наклонной чертой, указывающий насыщенность (количество дополнительного цвета). Так, например, характеристики киновари выражаются как В5/10-
Вторая система, принятая в 1931 г. Международной комиссией по освещению (Commission Internationale de I'Eclairage), известна под названием «Система координат цвета CIE». Данный метод состоит в том, что на белый экран направляются, совмещаясь друг с другом, лучи трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Если интенсивность трех лучей одинакова, то в результате образуется луч белого цвета. Если светить будут только синий и красный прожекторы, то в результате образуется маджента. При сочетании лучей зеленого и красного цвета образуется желтый луч.
Путем изменения интенсивности лучей создаются самые различные цвета. С помощью колориметра можно измерить соотношение красного, синего и зеленого света, отражаемого от отпечатанного образца. Это соотношение, известное как координаты цвета (значения координат стандартной системы цветовых измерений), математически обозначается как: x — красный, y — зеленый иz- синий. Так, например, значения координат для бирюзового цвета могут быть выражены как х = 20, у = 40 и z = 30. Нанеся координаты цвета на цветовой график, можно получить диаграмму цветности, имеющую посередине вертикальную ось оттенков серого.
Существует и более новая система, созданная в 1963 г. Лоуренсом Гербером (Lawrence Herbert), — подбор цвета по системе Pantone. Корпорация Пантон (Pantone), г. Карл-стедт, штат Нью-Джерси, выпускает семнадцать различных цветовых шкал, используемых в девяноста пяти странах. На таких шкалах приводятся 1000 цветов, названных на шести языках; в полиграфической промышленности Pantone стала основной системой обеспечения соответствия цветов. Контроль цветовоспроизведения основан на выделении четырнадцати основных цветов, на основе которых образуются все определяемые в данной системе оттенки и их числовое обозначение. Каждому цвету присвоен номер (например, номер 297 обозначает голубой, а 300 — синий).
Применяется и множество других методов классификации цвета. Среди них можно назвать систему Освальда {Oswald system), публикуемую корпорацией Container Corp. of America (в настоящее время — часть корпорации Packaging Corp. of America, г. Эванстон, штат Иллинойс); швейцарский цветовой атлас (the Swiss Color Atlas), во многом повторяющий систему Освальда; Виллалобас (Villalobas), опубликованный в Буэнос-Айресе; «Словарь цвета» (Dictionary of Color), опубликованный компанией McGraw-Hill Book Co., г. Нью-Йорк. Кроме того, многие предприятия-поставщики выпускают атласы цветов, включающие полный спектр оттенков цветов с их значениями.
Контроль цветопередачи
Основными компонентами цвета являются его яркость, оттенок и насыщенность. На наблюдателя производит впечатление совокупность этих трех показателей; несколько меньшую роль играют личные пристрастия и конкретные обстоятельства. Во многом реакция глаза на цвет определяется характеристиками отражающей поверхности. Лаковое покрытие делает цвета темнее, особенно более яркие разновидности некоторых цветов. Различия могут быть вызваны и качеством материала, на котором выполняется печать, и толщиной красочного слоя.
Следовательно, недостаточно будет указать цвет только с помощью его номера, поскольку окончательный результат во многом определяется тем, каким образом будет применяться краска. Особенно сложно указывать цвет прозрачных красок. Толщина некоторых полупрозрачных пластмасс оказывает непосредственное влияние на насыщенность цвета. Некоторые пластмассы имеют явно выраженный желтый оттенок, который влияет на используемую смесь цветов. Для теплых оттенков этот фактор не представляет серьезной проблемы, но при использовании синих и фиолетовых цветов могут возникнуть определенные сложности.
Для производства упаковки одной единицы косметической продукции могут использоваться самые разные материалы. Например, упаковка может включать в себя атласную ленту, пуховку для пудры из овечьей шерсти, пластмассовую коробочку, бумажную этикетку и картонную коробку. Все эти материалы имеют совершенно различную структуру, но техническими условиями может быть установлено, что все они должны быть одного цвета. В этом случае требуется, чтобы цвет каждой детали подбирался в соответствии с общим эталоном, который чаще всего печатается на коробочном картоне.
Сравнение должно проводиться на расстоянии вытянутой руки, при разных условиях освещения: при непрямом солнечном свете, при освещении лампами накаливания и люминесцентными лампами. Такая оценка требует определенных навыков, но освоить эти методики вполне может большинство достаточно квалифицированных специалистов.
Хотя использование сложного оборудования для точного определения цвета в некоторых случаях вполне оправдано, на практике при изготовлении упаковки контроль цветопередачи должен осуществляться с помощью более простых и экономичных методов, более гибких, понятных тем, кто работает в отделе закупок, на производстве и в сфере контроля продукции. Чаще всего на практике применяются стандартные образцы желаемого цвета; это маленькие листки, которые можно отправлять по почте, приносить в печатные цеха и рассматривать на столе для просмотра оттисков.
Эта система состоит из четырех основных этапов.
1. Выбирается образец цвета, приемлемый как для заказчика, так и для поставщика. Затем выбирают один из методов классификации цвета. Особенно удобна система Pantone, так как в ней каждому цвету соответствует определенный номер (названия цвета у разных поставщиков могут быть неодинаковы).
2. Поставщик представляет образцы, выполненные на материале, который пред стоит использовать. Для этой цели чаще всего подходит мелованный коробочный картон.
3. Определяются допустимые отклонения, приемлемые как для поставщика, так и для упаковочного предприятия.
4. Выдаются дубликаты образцов цвета как поставщикам, так и приемщикам по ступающих материалов на упаковочном предприятии.
Поставщик картонных коробок обычно принимает активное участие в изготовлении стандартных образцов цвета. Первые образцы могут быть выполнены в форме цветопроб, и это является, как правило, наиболее эффективным методом, так как все цвета можно рассмотреть в сочетании. Цвет выглядит иначе, если его поместить рядом с другим цветом, и, поскольку конечная цель состоит в обеспечении удачного внешнего вида готовой упаковки, цвета следует рассматривать во взаимосвязи друг с другом.
Иногда более удобно использовать образцы каждого сплошного цвета, выполненные с помощью удаления краски с поверхности. Такой образец делается с помощью металлического угольника, у которого с каждого конца имеется выступающий бугорок; на картон выливается некоторое количество краски, угольником проводят по плоской поверхности картона, удаляя краску, и в результате остается равномерно тонкий слой краски. Образцы цветного фона также могут делаться на пробопечатном станке; они должны просушиваться минимум 48 ч; просушиваться должно и лаковое покрытие, если оно предусмотрено.
Удобным для установления стандартов допустимых отклонений является следующий метод: поставщик печатает образцы отклонений на плотной бумаге или коробочном картоне, при этом следует также указать данные о поставщике краски и номере ее состава. Эти образцы, как покрытые, так и не покрытые лаком, имеет смысл поместить на трехстраничные сложенные листы (81/2 на 11 дюймов, 216 на 279 мм), которые можно хранить в стандартных картотечных ящиках; на левой сторонке прикрепляются образцы, соответствующие наиболее светлому допустимому варианту цвета, посередине — стандартные, а наиболее темные — справа.
Образец представляет собой сплошной одноцветный блок, половина которого покрывается лаком. Образцы всех цветов, используемых для одной упаковки, должны храниться в одной папке. Для каждого цвета необходимо иметь несколько экземпляров образцов, чтобы передавать их различным поставщикам. Цветопробы должны закрываться черной бумагой, в состав которой не входит сера или другие вещества, которые могут вступить с красками в химическую реакцию и нарушить их состав. Образцы следует хранить в темном месте и извлекать на свет только при необходимости и на очень небольшое время. Следует учитывать, что, несмотря на все эти меры, образцы стандартного цвета со временем стареют и приходят в негодность, поэтому их следует периодически заменять. Некоторые цвета теряют свое качество быстрее других, поэтому предпочтительно обновлять образцы раз в год.
Хотя в качестве стандартного источника освещения используются специальные бестеневые контрольные камеры, первые проверки образцов должны осуществляться в условиях освещенности, упомянутых выше. После утверждения образцов на них должны быть поставлены даты и подписи. Один из образцов возвращают поставщику, остальные хранятся в картотеке упаковочного предприятия.
Поставщик должен учитывать, что отклонения от первоначально установленных стандартов цвета приемлемы только в технически допустимых рамках. Несмотря на то что сам по себе этот термин может показаться неопределенным, обычно под ним подразумевается, что разброс характеристик не превышает того диапазона, который определяется возможностями применяемой системы; это может быть, например, разброс в пределах одного деления хода регулировочного винта красочного ящика в любом направлении. После первого запуска печатной машины пределы отклонений в темную и светлую сторону могут устанавливаться с помощью цветопроб.
В случаях, когда желательно обеспечить более точный контроль цветопередачи, можно использовать инструменты, не имеющие таких ограничений, как оценка на глаз. Одним из таких устройств является, например, спектрофотометр, разработанный в 1935 г. в Массачусетском технологическом институте доктором А. С. Харди (А. С. Hardy); его серийное производство осуществляет «Дженерал электрик» (GE Co., г. Фэрфилд, штат Коннектикут). Прибор измеряет, какой процент света отражается при каждой длине волны видимой области спектра от 400 до 700 нм (4 × 107 до 7 × 107 А). Если построить кривую, соответствующую этим данным, то получается точная характеристика цвета. К прибору может быть подключен интегратор, указы вающий параметры трех основных цветов: х, у и z.